Проблемы мебельного рынка России
3 сентября 2012 года
Проблемы мебельного рынка России
Не удивительно, что доля иностранцев в мебельной отрасли России неуклонно растет. Теперь она составляет 55-60%, а не так давно, не превышает 40%.
Объем импортной мебели в 2002 году в России составляет 52%, что является явной угрозы отечественной промышленности.
Русские производители конкурируют в нише среднего бизнеса с производителями Польши, Балтии, самая высокая конкуренция с мебелью из Италии, Испании, Франции, Финляндии. Кроме того, существует тенденция к более дорогой мебелью, что иностранные компании заменяют
на рынке отечественных компаний. Хотя этот рынок появился в 90-х годах, и уже имеет свою историю, стандарты качества, инфраструктуру, признанных лидеров.
Таможенно-тарифной политики
Несбалансированная тарифная политика в последние годы привела к увеличению пошлин на компоненты, при одновременном снижении пошлин на сбор мебели. Это привело к снижению таможенных расходов и занижения таможенной стоимости. В результате, доля импорта значитель выросла. Ожидается, что импорт будет зафиксирована на уровне 40% при одновременном повышении государственных доходов, и мебельная промышленность будет в состоянии продолжить модернизацию, за свой счет, без государственных
субсидии и преференции, в целях улучшения качества и дизайна продукции, увеличение экспорта, расширение производства и создания новых рабочих мест.
Очень противоречивые перспективы в связи с вступлением России в Всемирную торговую организацию. Русские производители пока не готовы конкурировать с западными и восточными производителями. И в течение двух лет российские производители потеряют до 15% рынка.
Оптовые компании
Одной из причин проблем отрасли является отсутствие оптового и розничного распределения маршрутов. Сейчас большая часть мебели реализована в Москве, а затем перевезена в регионы.
Производители используют технологическое оборудование, высококачественные материалы для создания стильной и эргономичной мебели. Но даже большинство предприятий не имеют эффективной системы продаж. Многие компании организуют сбыт самостоятельно или работают через дилеров. Однако, есть оптовая торговля и дистрибутивные структуры, работающие по принципу «все сразу». В сущности, это не крупные специализированные компании, которые предоставляют полный спектр оптовых услуг. Создание самой структуры очень трудоемкий процесс.
Сейчас идет разработка программы для создания больших торговых центров мебели в Москве в рамках подготовленного Департаментом Потребительского рынка и услуг Правительства Москвы - "Концепция развития оптовой торговли непродовольственных товаров Москвы на период до 2012 года". Программа предусматривает открытие в столице 3-4 мебельных центров площадью не менее 20 тыс. м2, а также крупнейших центров оптовой и розничной торговли.
Для того, чтобы достичь экономической эффективности крупных оптовых центров, не может быть ограничений в пределах одного региона и, следовательно, объективно стремяться охватить как можно большую территорию рынка. С этой целью, руководство НПО "Союзмебель" инициировали практические меры по созданию региональной сети мебельных центров. В настоящее время подписаны соглашения по открытию мебельных центров в Ставрополе, Челябинске и других городах России.
По соглашению с Департаментом науки и промышленной политики Правительства Москвы НПО "Союзмебель" получил официальный статус оператора в мебельных выставках. Реализована новая отрасль проекта "SpetsMebelEkspo". В последние годы значительно расширилась сфера специализированной мебели для офисных зданий, школ, больниц, спортивных и развлекательных залов и комнат.
Оптовая и розничная сеть "Союзмебель" станет первой в Центральном регионе России. В Западной Сибири также будет создана такая сеть.